Как правильно составить жалобу в государственный орган, чтобы не получить в ответ "отписку"

Задать вопрос
Хотите узнать больше? Спросите нас! 

   Для многих заявителей, обращающихся в государственные органы за защитой своих прав и законных интересов, существует проблема получения отказа в рассмотрении, в удовлетворении требований или ответа, не помогающего разрешить проблему, в просторечии называемого отпиской. Для того, чтобы не столкнуться с перечисленными проблемами необходимо придерживаться при написании жалобы ряда советов. Не смотря на то, что строгая форма жалобы, в отличие от искового заявления, законом не предусмотрена, тем не менее, устоявшиеся годами правила написания жалоб существуют.

ФОРМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЖАЛОБЕ

   Для того, чтобы жалоба была допущена к рассмотрению должностным лицом, необходимо, чтобы она соответствовала обязательным требованиям, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" На сегодняшний день к таким требованиям относится указание фамилии, имени и отчества заявителя, а также адреса для ответа на жалобу. Обязательно наличие подписи на документе. То же самое касается и электронных обращений в государственные органы, за исключением требования к подписанию такого документа.

   Помимо вышеуказанных требований к оформлению жалобы существуют обязательные требования к содержанию документа. Все они указаны в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЖАЛОБЫ

   Как мы уже упомянули, к содержанию жалобы законодательством не предъявляются обязательные требования, как, например, к исковому заявлению. Исключение составляют только выше указанные требования. В жалобе не обязательно указание правовых норм, которые нарушены либо угроза нарушения которых существует. Однако, для того, чтобы поданная вами жалоба была рассмотрена с пользой для вас, необходимо составлять ее юридически грамотно. Описание проблемной ситуации должно быть кратким и по существу. Не следует перегружать жалобу эмоциональными и книжными словосочетаниями. Также неуместно написание текста жалобы в форме монолога с включением вопросов, не относящихся к существу проблемы. Лучше всего подкреплять доводы, излагаемые в жалобе, письменными доказательствами с приложением их копий к жалобе. В конце жалобы необходимо четко сформулировать свое требование.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ЖАЛОБЫ

   Если вы соблюли при написании жалобы все вышеуказанные требования, в некоторых, скажем прямо, редких случаях, этого будет достаточно для удовлетворения ваших требований должностным лицом. Но в большинстве случаев, необходимо более профессиональное с юридической точки зрения составление жалобы. Говоря о профессиональном составлении жалобы с точки зрения юристов, мы имеем ввиду вычленение главных составляющих жалобы, расставление приоритетов и исключение малосущественных обстоятельств дела.

   Зачастую непрофессионалам сложно разобраться с данным вопросом, но для упрощения задачи можете, проверяя написанную жалобу, задавать к каждому предложению вопрос, что изменится, если исключить его из текста и какое отношение оно имеет к описываемой проблеме.

   Следующим важным моментом, которым редко озадачиваются не юристы при написании жалобы, является упоминание в тексте жалобы правовых норм, регулирующих спорный вопрос или нарушение. Это необходимо для того, чтобы должностное лицо, рассматривающее вашу жалобу, не могло сослаться на то, что не находит нарушения ваших прав и поэтому не считает возможным удовлетворить вашу жалобу. К сожалению, редко кто уделяет вопросу включения правовых норм в текст жалобы должное внимание, не говоря уже о том, что многие заявители не могут найти нужные правовые нормы или включает те, которые не имеют отношение к возникшей проблеме. Помните, что практически по каждой ситуации имеется набор правовых норм разных законодательных актов, которые нарушены, но не все заявители об этом знают. Неуказание нарушенных правовых норм в тексте жалобы зачастую приводит к получению заявителем «отписки» должностного лица. Это приводит к неразрешению проблемы и необходимости обжалования такого ответа.

   Статья подготовлена специалистами компании "ГОРЮРСЛУЖБА". Мы успешно занимаемся составлением и подачей любых жалоб в государственные органы. По любым вопросам составления и подачи жалоб, претензий бесплатно обращайтесь по телефону в Москве +7-903-280-02-84 или через форму получения бесплатной консультации юриста на сайте компании «ГОРЮРСЛУЖБА»


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.