• Потребительский рэкет

    Потребительский рэкет

       Законодательство о защите прав потребителей стоит на страже обеих сторон потребительских правоотношений, однако, в большей степени защищает потребителя. При разбирательстве дел о защите прав потребителей суды относят потребителя к более слабой в экономическом смысле стороне. Это следует не только из законодательных и правоприменительных норм и правил, но и из того, что в отличие от большинства других дел, рассматриваемых в судах, истцы по искам о защите прав потребителей не уплачивают государственную пошлину, если цена иска составляет менее 1 миллиона рублей, а также не несут бремя доказывания, как это обычно происходит в большинстве остальных судебных споров. Отнесение потребителя к более слабой стороне в судебных спорах, с одной стороны, справедливо, поскольку потребитель всегда покупает товар или заказывает услугу на свой страх и риск и обычно платит деньги вперед, поэтому в случае обмана или недобропорядочных действий со стороны продавца или исполнителя может остаться и без денег, и без товара или услуги, отвечающим требованиям безопасности и качества. С другой стороны, отнесение потребителя к более слабой стороне в судебных спорах нередко приводит к намеренному злоупотреблению потребителем предоставленными ему законодательством правами, а иногда и к намеренному нарушению не только гражданского, но и уголовного законодательства.

       В данной статье юристами и адвокатами компании «ГОРЮРСЛУЖБА», специализирующимися на делах о защите прав потребителей, будут рассмотрены случаи так называемого потребительского рэкета и даны практические советы продавцам и исполнителям о том, как защитить свои права и не лишиться крупных денежных сумм при столкновении с недобропорядочными потребителями.

    ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЭКЕТ В МЕДИЦИНЕ И КОСМЕТОЛОГИИ

       Потребителями-рэкетирами стали называть недобросовестных лиц, которые приобретая товар или заказывая услугу, намеренно создают условия для порчи приобретенного товара или результата оказанной услуги с целью получения от продавца или исполнителя компенсационных выплат, которые положены потребителю на основании законодательства о защите прав потребителей. Размер таких компенсационных выплат с учетом длительности рассмотрения гражданских дел в российских судах, а особенно в таких крупных регионах и городах, как Москва и Московская область, может достигать суммы в десятки раз превышающие размер уплаченных потребителем денежных средств продавцу или исполнителю. При этом, от потребительского рэкета могут пострадать как крупные, так и мелкие продавцы и исполнители. Особенно трудно при столкновении с потребительским рэкетом приходится исполнителям услуг (в медицине, косметологии), поскольку качество оказанной услуги всегда труднее определить и доказать, чем в ситуации с продажей товара.

    ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЭКЕТ: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

       Типичным примером потребительского рэкета является ситуация, когда потребитель заказывает услугу, производит оплату исполнителю, получает результат ее оказания, а через некоторое время выставляет исполнителю претензию о ее ненадлежащем качестве. Затем длительное время ведет переписку и переговоры с исполнителем, который изо всех сил пытается доказать ему свою правоту. При этом, с даты направления потребителем первой претензии начинает исчисляться срок ее добровольного удовлетворения продавцом или исполнителем. И если продавец или исполнитель своевременно не удовлетворят претензию потребителя, то последний приобретает право заявить в суде требование о взыскании с продавца или исполнителя неустойки за каждый день просрочки удовлетворения его требования по дату вынесения решения судом. Размер такой неустойки согласно законодательству о защите прав потребителей колеблется от одного до трех процентов от стоимости товара или услуги. Если учесть, что дело о защите прав потребителей может рассматриваться в суде минимум от двух месяцев, а при намеренном затягивании судебного разбирательства потребителем, до года и более, то размер неустойки может составлять немалую сумму. Кроме того, размер неустойки может быть установлен договором и более суммы, установленной законодательством о защите прав потребителей.

       Сразу коснемся ситуации, когда продавец или исполнитель, желая обезопасить себя от недобропорядочных потребителей, устанавливает в договоре размер неустойки менее суммы, установленной законодательством о защите прав потребителей. В таких случаях действия продавца или исполнителя являются незаконными и при помощи грамотного юриста или адвоката по делам о защите прав потребителей это будет легко доказано и потребитель при удовлетворении иска судом взыщет с продавца (исполнителя) неустойку в полном размере, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей.

       Помимо неустойки за неудовлетворение требований потребителя суд также может взыскать с продавца (исполнителя) штраф в размере 50% от общей суммы удовлетворенных исковых требований, компенсацию морального вреда, убытки, понесенные потребителем, судебные расходы и разницу в цене товара или услуги на дату вынесения решения судом от стоимости, по которой приобретался товар или заказывалась услуга.

      Из изложенного видно, что в итоге сумма к взысканию по решению суда в пользу потребителя может достигать крупных размеров, в пять-десять раз, превышающая уплаченные потребителем денежные средства продавцу или исполнителю.

      Сложность таких случаев для продавца и исполнителя заключается еще и в том, что обычно недобропорядочные потребители действуют вместе с профессиональными юристами и адвокатами, специализирующимися на защите прав потребителей, или недобросовестными общественными организациями, созданными для защиты прав потребителей. Таким образом, шансы доказать свою правоту в суде у добропорядочного продавца или исполнителя существенно снижаются.

      Отдельной статьи заслуживают ситуации, когда продавец или исполнитель сталкиваются с недобропорядочными общественными организациями, созданными для защиты прав потребителей. Но данный вопрос будет рассмотрен в следующих статьях.

    КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЭКЕТА

      Что делать порядочному продавцу или исполнителю, который столкнулся с потребительским рэкетом? К таким ситуациям лучше всего готовиться заранее, а именно, соблюдать действующее законодательство, составлять юридически грамотные договоры, правильно оформлять документацию и вести весь документооборот в организации. Немало важным является не только юридически грамотное составление документов, которые подписываются между продавцом (исполнителем) и потребителем, но и соответствие их содержания обычаям делового оборота и моральным нормам. Юридически грамотные, но кабальные или откровенно ущемляющие потребителя договоры при рассмотрении дела судом создадут общее впечатление у суда о продавце (исполнителе) как недобропорядочном лице. Таким образом, у суда может сложиться предвзятое, негативное мнение о продавце (исполнителе).

       Если все документы у продавца (исполнителя) в порядке, то при получении претензии от потребителя необходимо провести её анализ с точки зрения обоснованности и шансов на удовлетворение судом искового заявления, которое может подать потребитель. Важно обращать внимание на то, какими доводами потребитель обосновывает свою претензию и на какие правовые нормы ссылается. На данном этапе лучше всего проконсультироваться с компетентным юристом или адвокатом по защите прав потребителей. Но если такой возможности нет, то данный анализ необходимо провести самостоятельно. Далее на претензию надо своевременно и правильно отреагировать. Большой ошибкой, нередко допускаемой продавцами (исполнителями), является игнорирование претензии потребителя. Большинство потребителей, которые не получили ответа на претензию, обращаются в суд с исковым заявлением. Особенно это касается недобропорядочных потребителей, главной целью которых является не удовлетворение продавцом (исполнителем) их претензии, а получение судебного решения о взыскании с продавца (исполнителя) всех неустоек, пеней, штрафов и остальных компенсационных выплат, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, более подробно о которых рассказано выше.

    КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ РЭКЕТУ

       В случае если продавец (исполнитель) не смог своевременно и правильно ответить на претензию, и урегулировать вопрос на досудебной (претензионной) стадии, то следующим этапом становится судебное разбирательство. Это самая сложная и трудоемкая часть процесса в спорах с потребителями, поэтому практикующие юристы и адвокаты по защите прав потребителей компании «ГОРЮРСЛУЖБА» рекомендуют прикладывать максимальные усилия на претензионной стадии и стараться не доводить дело до суда по причинам, которые в статье рассматривались выше. Если вы получили иск потребителя из суда, то его также ни в коем случае нельзя игнорировать. Неявка в судебное заседание только ухудшит ваше положение, поскольку вы не сможете предоставить необходимые доказательства и привести доводы в свою пользу, а суд будет руководствоваться при вынесении решения только доводами и доказательствами, представленными потребителем. Неявка сторон в судебное заседание не является для суда препятствием к вынесению решения.

       Перед явкой в судебное заседание необходимо основательно подготовиться к защите своих прав, собрать все возможные доказательства своей правоты, которые должны отвечать принципам относимости и допустимости, составить возражения на иск, подготовить необходимые ходатайства и процессуальные документы, использовать все остальные, предусмотренные законом способы защиты своих прав в суде.

       Явившись в судебное заседание необходимо ходатайствовать перед судом о приобщении имеющихся у вас доказательств и процессуальных документов. Каждое ходатайство и процессуальное действие необходимо обдумать заранее и юридически грамотно обосновать, иначе суд вправе отклонить заявленное вами ходатайство, что приведет к отсутствию в деле доказательств и доводов, подтверждающих вашу правоту и невозможности сослаться на представленные доказательства и доводы в суде вышестоящей инстанции в случае вынесения решения судом не в вашу пользу. Необходимо помнить, что ваш оппонент, которым является потребитель, также может заявить в судебном заседании новые требования и представить доказательства и процессуальные документы, с которыми вы еще не знакомы. В таких случаях необходимо занимать оборонительную позицию и всеми установленными законом способами воспрепятствовать потребителю это сделать.

       У любого успешно практикующего юриста или адвоката по защите прав потребителей есть набор действий, применив которые, можно добиться отказа в удовлетворении судом иска недобросовестного потребителя или добиться заключения с ним мирового соглашения на выгодных для продавца (исполнителя) условиях. Описать данные действия в одной статье не получиться, поскольку каждое дело является индивидуальным и может применяться только в определенных ситуациях, а в иных ситуациях не помочь. Поэтому самым правильным решением для продавца (исполнителя) при столкновении с потребительским рэкетом будет обращение за консультационной помощью к компетентным юристам или адвокатам по защите прав потребителей.

       Статья подготовлена практикующими судебными юристами и адвокатами компании «ГОРЮРСЛУЖБА» по защите прав потребителей. Наши юристы и адвокаты много лет успешно оказывают профессиональные юридические услуги по разрешению судебных споров о защите прав потребителей в Москве, Московской области и регионах России как на стороне потребителей, так и на стороне продавцов, исполнителей и производителей. По любым юридическим вопросам, касающимся споров о защите прав потребителей, Вы можете проконсультироваться с нашими успешно практикующими юристами и адвокатами по телефону в Москве +7-903-280-02-84 (звоните с 9:00 до 22:00 ежедневно без выходных и праздничных дней), либо задать вопрос юристу онлайн или заказать обратный звонок с помощью формы обратной связи на нашем сайте, расположенной выше. С другими статьями и советами юристов и адвокатов компании «ГОРЮРСЛУЖБА» по защите прав потребителей Вы можете ознакомиться на странице «Защита прав потребителей», с решениями судов, вынесенными в пользу клиентов компании «ГОРЮРСЛУЖБА» по делам о защите прав потребителей Вы можете ознакомиться на странице «Выигранные дела»